Руководителям государственных органов и органов местного самоуправления могут официально разрешить наблюдение за подчиненными в соцсетях
После первомайских праздников на сайте Государственной думы Российской Федерации появился законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Его положения обязывают гражданских и муниципальных служащих информировать кадровые службы о размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» своих персональных данных, а также иных сведений, сделанных им общедоступными. Кроме того, законопроектом четко определены права представителей нанимателя осуществлять обработку информации о размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» персональных данных претендентов на замещение должностей гражданской или муниципальной службы и гражданских или муниципальных служащих, а также иных сведений, сделанных ими общедоступными.
В действующих редакциях Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» уже предусмотрены ограничения, связанные с прохождением гражданской и муниципальной службы: в частности, гражданин не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, а гражданский или муниципальный служащий не может находиться на службе в случае осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, наличия близкого родства или свойства с гражданским или муниципальным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую или муниципальную службу, утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому или муниципальному служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции и т.д. (ст.16 и 13 соответственно). Тем не менее, авторы данного законопроекта вводят дополнительные возможности представителей нанимателей получать сведения о жизни претендентов и гражданских и муниципальных служащих, исполняющих свои должностные обязанности, в том числе, из соцсетей.
В Пояснительной записке к предлагаемому законопроекту говорится, что он основан на требованиях международных антикоррупционных стандартов. В частности, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г. рекомендует государствам-участникам устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации о внеслужебной деятельности и занятиях, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц (ч. 5 ст. 8). Данная обязанность охватывает широкий круг полномочий, в том числе, возложение на должностное лицо либо претендента на занятие данной должности обязанности предоставлять максимально полные данные о себе.
Предполагается, что организация такого рода контроля повысит эффективность профилактики коррупционных правонарушений и обеспечит соблюдение государственными и муниципальными служащими правил профессиональной этики.